Суббота, 20.04.2024, 04:02
Информационно-методический отдел
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Круглый стол "Модель взаимодействия школы с семьей: перспективы и приоритеты сотрудничества" Колесникова Г.Я.

МОБУ «Староладожская средняя общеобразовательная школа»

             Волховского района  Ленинградской области

 

 

 

 

 

 

 

 

КРУГЛЫЙ  СТОЛ

 

«Модель взаимодействия школы с семьей: перспективы и приоритеты сотрудничества»

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Выступление  учителя

                                     начальных классов

 

                           Колесниковой Галины Яковлевны  

 

 

2014 год

 

 

 

 

 

       Я – первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Родители доверили мне самое дорогое – своих детей, и моя обязанность – оправдать это доверие, а это возможно только при тесном сотрудничестве, общности дел, взаимопонимании семьи и школы, к чему я и стремлюсь. В своей работе одно из главных  направлений я определила бы словами   В.А.Сухомлинского: "Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью”. Родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека. У обеих сторон есть свои преимущества, свои достоинства, своя специфика и противопоставлять их не следует. Но современные родители – это воспитанники нашей современной школы, они и несут на себе её родимые пятна, её достоинства и недостатки. Конечно же, мне хочется их сделать настоящими и искренними помощниками! Ведь от этого, как относятся к школе родители, зависит и отношение к ней  детей.

         Каждого  учителя,  принимающего  незнакомый ему класс,  в одинаковой степени волнует, что из себя  представляют его будущие ученики, какие у них родители, как они воспитывают своих детей, будут ли они помощниками учителя. В работе с родителями малышей у меня был значительный перерыв ( в 30 лет). Изменилась система, изменилась сама, изменились дети и их родители.

         С первого дня знакомства с родителями я им посоветовала следующее: чтобы ваши дети выросли духовно здоровыми, необходим постоянный контакт с учителем,  абсолютная откровенность в отношениях  со мной  и согласованная работа. Уверена, что эффективность воспитательной работы с детьми во многом зависит от умения  учителя находить общий язык с родителями, опираться на их помощь, поддержку. Не зная ( или плохо зная) учеников и их родителей, не создав дружного коллектива, невозможно решать задачи обучения и воспитания детей. Считаю, чтобы учитель и родители понимали друг друга, необходимо:

         1.Умение войти в контакт, сосредоточить на себе внимание родителя.

         Это умение даётся нелегко, однако оно абсолютно необходимо. Как его достичь? Известно, что      основным средством человеческого общения является слово. И педагог должен уметь использовать слово, чтобы не навредить ни ребёнку, ни  его родителю. В педагогическом общении слово является, пожалуй, главным условием оптимального управления процессом контакта, особенно на первом этапе. Оно либо способствует вхождению в контакт, либо ставит на его пути барьер. « Слово – тончайшее прикосновение к сердцу, оно может стать и нежным благоухающим цветком, и живой водой, возвращающей веру в доброе, и острым ножом, и раскалённым железом, и комьями грязи… Мудрое слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное приносит беду,» - писал В.А. Сухомлинский  в своей книге « Сердце отдаю детям». И с этим трудно не согласиться.

         Бывает и так: учитель  не сказал ни единого резкого слова, но тон его речи  предопределяет дальнейшее поведение родителей. Об этом тоже нельзя забывать. Общеизвестно высказывание К.С.Станиславского о том, что одна и та же простая фраза, произнесённая с разной интонацией, разным логическим ударением, может получить двенадцать своеобразных значений. Понятно, что из такого многообразия нюансов педагог должен выбрать тот единственный, что необходим в каждой конкретной ситуации. Стараюсь этого правила придерживаться.

         Второй важный момент в  общении: взаимное уважение.  Прежде, чем что- то советовать родителям, стараюсь  его выслушать и понять.  (Согласитесь, ведь у нас есть привычка сразу,с лету «гнуть» свою линию).

 Далее: чтобы оказать матери или отцу конструктивную помощь, важно раскрыть им положительные  возможности их ребёнка (н-р: « мальчишка способный» , «устно активно работает» и т.д.), убедить родителей в необходимости опереться на них. Каждому заботливому родителю хочется самому попробовать свои педагогические силы, самому найти путь, по которому идти  в воспитании и обучении своего ребенка. Для этого мам и пап приглашаю на уроки, как говорится: иди и смотри. Может быть, не у всех родителей это получается, но мы стараемся придерживаться формулы общения: «Мы оба и каждый из нас заинтересованы в том, чтобы ребенок вырос добрым, умным, знающим, чтобы раскрылись все его способности».

         И не менее важный момент во взаимоотношениях родителей и учителя: придерживаться « открытого» общения. Обе стороны должны посвящать друг друга во все, что помогает понять ребёнка и проблемы, связанные с его воспитанием.      У каждого человека, в том числе, и у ребёнка, есть личностные особенности. Кто о них больше знает? Наверное, родители. А учителю, чтобы корректировать развитие  ребёнка, надо них знать обязательно.

Но как бывает на практике?

         Живет ребенок, ходит в школу, слывёт  «трудным». На него обрушивается масса отрицательных эпитетов: ленивый, тупой, драчун. Чаще всего негативная оценка остаётся на весь школьный период.

         Понятно, как это больно, неприятно для ребёнка. Это тягостное ощущение лишает его эмоционального благополучия. Но что он может изменить, даже если знает, что совсем не такой? Как правило, ничего.

         Здесь важно « открытое» общение между родителем и учителем, чтобы родители  рассказали учителю о том хорошем и добром, что есть в ребенке, и совместными усилиями постарались устранить то, что вредит его самочувствию, его воспитанию. Здесь у меня хороший опыт взаимодействия с семьей  Жени Ф. Надо отдать должное маме, она не утаивает от меня ни малейшего нюанса в поведении дочери. И нам уже многое удалось сделать в коррекции этого чрезвычайно трудного ребенка. Родители по первому же зову- в школе. Приходилось улаживать разногласия в воспитании между мамами и бабушками  во имя детей и удалось.

         Следующий момент, на который хотелось бы обратить внимание: диалог учителя с родителем во многом зависит настроение родителей.  Сам разговор всегда начинаю с положительных моментов. Это – « золотое» правило общения учителя с родителями. Рассказывая родителям о ситуации, послужившей причиной вызова в школу, прежде интересуюсь у отца или матери, что, по их мнению, должна и могу сделать  я, учитель, как мне лучше поступить, и лишь затем звучит  мой учительский совет. Важно, как бы трудно учителю ни было, встречать родителя улыбкой. Чаще всего  они отвечают тем же. А  если в голосе учителя металл, родители тут же настраиваются на аналогичный тон.

 Есть родители, которые потребительски относятся к школе и не склонны к сотрудничеству с учителем. Немало и таких, кто, испытав однажды стыд за плохую успеваемость своего ребёнка, бессильно ненавидят школу и учителей. Ломать стену отчуждения и недоверия в таких случаях непросто.         На что стоит опираюсь в общении с такими родителями? На разум и чувство, но, главное, пожалуй, на заинтересованность в судьбе собственного ребёнка. Существует убеждение: нет родителей, равнодушных к успехам и неудачам своих детей. Каждая крупица неравнодушия должна быть замечена учителем и пущена в ход. Всю свою педагогическую и личную активность мы должны  употребить на то, чтобы убедить родителей словом и делом : я хочу,чтобы вашему ребёнку было хорошо. Родители обязаны в это поверить!  

Поддержка. Готовность помочь, доброе слово – что дождь в засуху.

Но сближают учителя с родителями и помогают в дальнейшей работе не только беседы.

         Это и « дни открытых дверей»,когда родитель видит работу своего ребенка на уроке ,   может посмотреть детскую самодеятельность, посетить выставки работ учащихся. Мои родители и просто приходят на уроки без предупреждения  и я им в этом не препятствую, даже поощряю. Они видят работу своего ребенка, требования учителя, имеют возможность сравнить и правильно оценить причину слабой успеваемости сына или дочери.

         Важную роль играет родительский комитет, чёткая и хорошо отлаженная  работа  которого приносит свои плоды. Он мгновенно откликается на все мои просьбы в организации праздников, приобретении краски, бумаги, салфеток, воды, подарков для именинников и т.д.

         Проведение совместных праздников сближает пап и мам с детьми, с родителями другими, с учителем, а в детской среде воспитывает дух коллективизма, единой целой школьной семьи.  В 1 классе мы их провели 9. Это очень сложно, но необходимо. Мои родители приучены почти 100% посещать любое классное мероприятие. Приходят и бабушки, дедушки. Для всех подарки и теплые слова («Когда семья вместе, то и душа на месте») Школьники всегда рады тому, что их родители приходят на уроки и внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках и походах, гордятся участием родителей в жизни класса.

 На протяжении всей своей педагогической деятельности большое внимание  уделяю формированию традиций в проведении родительских собраний. Это позволяет вызвать у родителей интерес к собраниям, ответственность и потребность участия в делах  классного коллектива. Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и актуальное по значимости родительское собрание может совершить переворот в сознании мам и пап, разбудить в них огромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребенку стать счастливым. 

Чтобы родители были действительными помощниками класса, я  с самого начала учебного года подключаю их к решению тех воспитательных  задач, которые поставлены на год. На первом собрании освещаю основное направление в работе класса, важнейшие мероприятия воспитательного характера на год, и на этом фоне четко определяю, чего школа ждет от семьи, в какой помощи нуждается, на что просит обратить внимание. Начиная с 1 класса, старалась заметить и  отметить даже самую малую крупицу помощи каждого родителя и сделать это достоянием детей и родителей. (Н-р: помощь в утеплении  оконных рам класса, подготовке к конкурсам, изготовлении кормушек для птиц, оформлении игровой зоны и т.д.)

          Проза сегодняшней жизни, к сожалению, состоит в том, что более двух третей родителей не читают педагогическую литературу.  Действительность требует от  нас, учителей, советов по семейному воспитанию другого характера, в частности, воспитания ребенка в нездоровой семейной атмосфере. И родительские собрания – одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической  культуры родителей.  Формы их проведения различны, тематика разнообразна, которая сообщается родителям заранее.  Перед  каждым  собранием родителям предлагаю ответить на вопросы анкеты, которые позволят мне лучше узнать интересы родителей, их компетентность в рассматриваемых проблемах. Так, например, к собранию на тему «Роль книги и чтения в формировании читательских компетенций младших  школьников» родителям  и детям  предложены анкеты.

 Детям:

1. Как ты считаешь, может ли человек жить без книг?  Да- 20%  (Ваня К., Катя, Маша) Нет-80%

2.Что больше всего нравится тебе делать: читать, играть, смотреть телевизор? Читать-0% , читать-играть-50%,  играть-20% ,  смотреть телевизор -7%,  считать-7% ,Гулять-7%

3.Какие книги ты любишь читать: стихи, сказки, о животных?  Стихи- 30% ,  сказки-30% ,   о животных-40%

4.Что нравится тебе получать в подарок: книгу, игры, одежду? Книга-35%,   игра- 55%,   одежда-13%,  все-7% (Ваня С.)

5.У вас дома много книг? Да-93%,  нет-7% (Настя Б.)

Анализ анкет показал, что почти все понимают важность книг в жизни человека, все-таки больше всего им нравится играть, поэтому и в подарок хочется получать игры. Только 1 ребенок считает, что дома мало книг.  Родителям:

• Нравится ли вашему ребенку читать книги?  Да-70%, нет- 30%

•Сколько времени он проводит за книгой?  от15 мин-  30 мин -46% ,   от 40 мин-1ч -38% ,   свыше 1час-16%

•Вы заставляете ребенка читать или он делает это без принуждения?  Заставляю - 70%,  сам- 22%,  когда как -8%

•Как вы это поощряете?  Хвалю- 61%,  дарю книгу- 8%,  другое -23% (шоколад)

•Обсуждаете ли вы со своим  ребенком прочитанное?  Да-46% , не всегда- 54%

•Считаете ли вы себя активным читателем?  Да-33%, нет 77%

     Анализ анкет показал, что  взрослые сами пример активного читателя показывают  слабо; с детьми не всегда обсуждают прочитанное.  Немногие из детей читают сами, их приходится заставлять. Хотя, как  считают родители, большинству из них читать нравится.  К собранию на тему « Воспитание у детей заботливого отношения к окружающим»  родителям были  предложены следующие вопросы : проявляет ли ваш ребенок заботливое отношение к вам и другим членам семьи: если да – то как- самостоятельно или по вашему совету, просьбе, требованию; умеет ли ваш ребенок словами выражать сочувствие, сопереживание ( примеры); в каких конкретных поступках проявлялась активность и инициатива ребенка в оказании помощи; к кому в школе, дома ребенок проявляет заботливое отношение?   

    А дети  отвечали  на такие вопросы: любишь ли ты свой дом, своих родных – папу, маму? Почему? Что ты делаешь дома, чтобы помочь родителям? Как заботишься о них? Какого человека можно назвать заботливым? Как поступает заботливый человек по отношению к окружающим людям? Надо ли тебе заботиться о других?    Наиболее интересные ответы детей  прочитала на собрании. После чего родители  охотно высказывали мнение по данному вопросу. Анализируя ответы, я делаю  выводы,  которые помогают мне в дальнейшем улучшать воспитательную работу как с детьми, так и с родителями.  И обязательно на каждом собрании  подвожу  итоги работы с родителями, благодарю тех, кто уделяет много внимания воспитанию детей в семье и выполняет работу в классе, оказывая помощь классному руководителю. А фундамент зарождения личности закладывается именно в начальной  школе, поэтому так важно, чтобы родители и учитель были « заодно» и действовали только сообща, совместными усилиями.

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: metodotdel (01.07.2014)
Просмотров: 1942 | Рейтинг: 3.0/1
Вход на сайт
Корзина
Поиск
Облако тэгов
Акция методический поезд Учителя аттестация материалы для аттестации методическая копилка проблемный урок история появления книги методические разработки презентация Проект ТНР рейтинг МЭ ВсОШ 19-20 ДРОЗД-Волхов муниципальные олимпиады протокол астрономия ВсОШ 20-21 МЭ ВсОШ 20-21 по астрономии МЭ ВсОШ 20-21 МЭ ВсОШ 21-22 МЭ ВсОШ 22-23 МЭ РОШ 22-23 МЭ РОШ 2022-2023
Календарь
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz