Пятница, 27.06.2025, 03:41
Информационно-методический отдел
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Мельникова Юлия Евгеньевна, "Развитие ученического самоуправления в классном коллективе"

Развитие ученического самоуправления в классном коллективе

В настоящее время в России идёт процесс формирования новой системы образования, который связан с процессом демократизации школы.

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» сформулирована высшая цель образования – «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа»

Модернизация школы выводит на первый план идеюличностно-ориентированного  воспитания:

  • выявление и развитие потенциальных возможностей каждого ребёнка,
  • создание условий для самореализации личности.

В современных условиях  стал востребован человек, способный принимать активное участие в преобразовании окружающей действительности, не боящийся  брать на себя ответственность, то есть обладающий позицией лидера.Развивать организаторские качества личности, утверждаться в активной жизненной позиции помогает самоуправление в классном коллективе.

Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их процессу  управления собой, своей жизнью в коллективе.

Самоуправление – самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации в интересах своего коллектива или организации ,  это не вседозволенность, а участие школьников в управлении собственными делами.

Цель школьного самоуправления – способствовать формированию самоуправляющейся личности, воспитывать у каждого члена ученического коллектива демократическую культуру, гражданственность, стимулировать к социальному творчеству, умению действовать в интересах совершенствования своей личности, общества, Отечества.

Задачи школьного самоуправления:

  1. Вовлекать учащихся в активную школьную жизнь через организацию различных видов деятельности.
  2. Развивать творческую индивидуальность учащихся.
  3. Воспитывать у учащихся уважительное отношение к членам коллектива, укреплять сферы дружеских отношений.

Модели самоуправления

1) Сектора работы в классе:

 Учебный сектор - организует помощь отстающим ученикам, решает вопросы дисциплины, информирует о результатах олимпиад, научных конференциях, участвует в работе предметных клубов и т. д;

Редколлегия - собирает информацию, материалы и выпускает классную газету;

Досуговый сектор - инициирует, организует и проводит внеклассные мероприятия;

Штаб порядка - следит за чистотой кабинета и внешним видом учеников;

Учителем-консультантом в классе является классный руководитель.

2) «Муравьиное братство» (Рис.1)

3) Созвездие (Рис.2)

4) Город (Рис.3)

Рис.1

Рис.2

 

Рис. 3

http://festival.1september.ru/articles/530094/img2.gif

Создание города мастеров

Я являюсь классным руководителем 3 класса. В течение трёх лет в классе действует ученическое самоуправление, являющееся первым уровнем школьного самоуправления, которое предусматривает вовлечение всех учащихся в управление делами класса.

 Оно строится на деятельности самоуправления по следующим принципам:

  • открытости и доступности – ученические органы самоуправления открыты для членов коллектива и доступны им;
  • равенства и сотрудничества – в ученическом коллективе все  члены занимают равные положения;
  • добровольности и творчества – членам коллектива предоставляется свободный выбор содержания деятельности, форм работы для достижения личных и коллективных целей.

В 1 классе было организовано дежурство по классу, дети выполняли простейшие поручения.

Во 2 классе мы посетили в Санкт-Петербурге Кидбург – город профессий, после чего отдельные поручения, дежурство стали неинтересны, возникла необходимость смены формы самоуправления, появилась идея создания города.

Город Мастеров - это творческое пространство, объединяющее под одной крышей Мастеров, поклонников оригинальных, авторских идей, а также тех, кто хочет научиться  всё  делать  сам.
Цель авторского проекта «Город Мастеров» - познакомить детей с умельцами в непринужденной творческой атмосфере и привлечь всех заинтересованных граждан города к направлению авторского искусства, улучшению окружающей жизни.
Главной нашей задачей является духовно-нравственное и эстетическое воспитание молодежи нашего города, развитие культуры авторского труда, возрождение русских традиций.

Город Мастеров – граждан, качественно выполняющих свою работу.

Высшим органом самоуправления в городе является собрание.В работе собрания участвуют дети, родители, классный руководитель.  На  собрании  голосованием выбирается совет города.

Функции совета города:

  • участвует в обсуждении и составлении плана работы класса;
  • подбирает и назначает ответственных за выполнение различных дел класса;
  • заслушивает отчёты о проделанной работе руководителей компаний;
  • организует участие класса в КТД (коллективно - творческих делах);
  • выбирает темы и вопросы для проведения классных мероприятий и тематических классных часов;
  • обсуждает и решает вопросы о поощрениях и наказаниях;
  •  координирует работу руководителей, составляет документы.

В городе работают компании (фирмы), управляемые руководителями. Компании формировались по желанию и количеству детей. Задача всех органов самоуправления под руководством совета города состоит в том, чтобы организовать такой образ жизни в стенах класса, где всё для ученика и всё, что делается,  исходит от ученика.

Сферы деятельности компаний

1.Научная компания

  • Учебная деятельность:

-  помощь неуспевающим ученикам, шефство над ними, консультирование по различным предметам;

- организация дополнительных занятий силами учащихся;

-участие в проверке тестов, КИМов;

- урегулирование спорных вопросов с педагогами  по аттестации учащихся по различным предметам;

  • Научно-исследовательская деятельность:

- проведение конференций, подготовка презентаций;

- информирование граждан города о развитии науки.

2. Здоровьесберегающая компания

  • Социальная защита граждан:

- выявление нуждающихся в социальной помощи, привлечение их к различного рода деятельности.

  • Правовая защита граждан:
  • участие в решении конфликтных ситуаций, возникающих между детьми.
  • Здоровьесбережение граждан:
  • контроль за соблюдением различных правил: гигиены, охраны здоровья, поведения и т. д.;
  • проведение информационной минутки по теме.

3. Трудовая компания

  • Трудовая деятельность:

- организация и проведение трудовых десантов;

  - организация и контроль деятельности дежурных.

4. Творческая компания

  • Творческая деятельность:
  • создание и организация работы временных и постоянных творческих групп по интересам: сценаристы, оформители, режиссеры, актеры, музыканты и т.д.;
  • содержание досуга: подготовка и проведение творческих конкурсов, концертов,  культурно-массовых, развлекательных и других досуговых мероприятий.

5. Спортивная

  •   организация и   проведение спортивных мероприятий, утренней зарядки,  разминки на уроке физкультуры,физминуток на уроках;
  •  проведение информационной минутки.

Для создания органов самоуправления в коллективе необходимо:

  1. Найти сферы полезной для школы и значимой для учеников школьной деятельности.
  2. Сделать их эмоционально-насыщенными и интересными.
  3. Представить педагогическую поддержку и помощь.

Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагога. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно тогда, когда у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях. Именно учитель, обладающий педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить конфликт в коллективе, направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребёнку в решении его проблем, в желании самоутвердиться. Именно помочь, а не выполнять за детей работу, иначе ребята будут формально относиться к своей должности.

Чтобы ученическое самоуправление развивалось, необходимо управлять процессом. На всех уровнях самоуправления осуществляется анализ и самоанализ деятельности каждого члена коллектива и анализ по направлению деятельности.

Самоуправление нельзя взять извне, перенять и перенести из другой школы, класса. Его можно взрастить самим. Оно возникает там, где уже есть предпосылки для совместной деятельности. Структура самоуправления хотя и имеет общие основы, но в каждом классе строится по-своему и сориентирована на конкретных ребят и их совместную деятельность, определяется уровнем развития коллектива. Она предполагает широкую вариативность и осуществляется в разных формах.

Органы самоуправления должны быть достаточно разнообразными и гибкими, постоянными и временными, обновляемыми и ситуативными.

Задача педагога - создавать условия для саморазвития учащихся. Ребенок - росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию. Цель становящейся личности - утвердить свое уникальное «я», выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом.

Добро пожаловать в мир творчества, фантазии, добра и позитива!

Литература:

  1. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. Практическое пособие. – М. 2002.
  2. Булгакова О.М.Самоуправление в классном коллективе. // Справочник классного руководителя. – 2007.
  3. Успешный ребёнок / сост. Т. Е. Заводова, Л. И. Лапотко – Минск, 2007г. – Педагогическая мастерская.

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: metodotdel (23.01.2024)
Просмотров: 323 | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт
Корзина
Поиск
Облако тэгов
Акция методический поезд Учителя аттестация материалы для аттестации методическая копилка проблемный урок история появления книги методические разработки презентация Проект ТНР МЭ ВсОШ 19-20 протокол рейтинг ДРОЗД-Волхов муниципальные олимпиады астрономия ВсОШ 20-21 МЭ ВсОШ 20-21 по астрономии МЭ ВсОШ 20-21 МЭ ВсОШ 21-22 МЭ ВсОШ 22-23 МЭ РОШ 22-23 МЭ РОШ 2022-2023
Календарь
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2025Бесплатный хостинг uCoz