Вторник, 07.12.2021, 00:18
Информационно-методический отдел
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Междометие как особая часть речи

Конспект открытого урока русского языка в 4 классе

Тема: Междометие как особая часть речи

Тип урока: Открытие нового знания

Цель: сформировать новое знание:

Междометие как особая часть речи, которая выражает чувства, не называя их. Междометия не относятся ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи.

Задачи:

  1. Развивать умение определять междометия, их группы. правила правописания и постановки знаков препинания при междометиях.
  2. Развивать коммуникативные компетенции учащихся, умения работать с информацией и выражать свои мысли.
  3. Формировать общеучебные навыки:

- умение понимать и сохранять учебную задачу;

-умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

-умение наблюдать, сравнивать.

4. Воспитывать умение работать в коллективе, навык сотрудничества.

Вид урока: развивающий
Оборудование: компьютер, проектор, схема, карточки, портфолио урока.

 


Ход урока

  1. Организационный момент. Объявление темы и целей урока.

–Ах! Какие хорошие дети! Настроение? Я думаю, что у нас с вами всё получится!

Обратите внимание, что на каждом столе находится портфолио урока. За каждое задание, вы будете ставить кол-во баллов в своём портфолио. В конце урока мы определим, насколько успешны вы были.

 

-Ребята, вы давно уже путешествуете по городу Речь. А живут в этом городе части речи. С некоторыми из них вы уже знакомы. На этом уроке нам предстоит сделать маленькое, но очень важное открытие, мы познакомимся с новыми словами, акцентируя внимания на чувствах.

II.Работа по теме урока.

2.1.А теперь 1 задание.

-У каждого из вас на парте лежат схемы изученных вами частей. У нас сегодня праздник – новоселье, мы расселяем жителей по домам. Но помните, что каждый житель должен попасть только в свой дом.

 

 

 

ЧАСТИ РЕЧИ

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ СЛУЖЕБНЫЕ

Предлоги Частицы Союзы

ИМЕНА

  • Прил. Числ. Глагол Местоим.

 

-Какие это части речи?

-На карточках записаны слова:

Зима, снежный, падает, мы, пять, не, под, и, ах.

-Расселить жителей по квартирам.

Какие это части речи?

-Проверяем.

-Молодцы!

- А сейчас в портфолио поставьте баллы. Посчитайте: сколько вы верно вписали частей речи? от 0 - 8

-Какое слово осталось без дома?

-Почему? Можно задать вопрос? А изменить?

-Почему эта часть речи особенная?

-В конце урока мы с вами определим её отличие от всех других и узнаем об её функциях.

 

2.2.Работа в тетради.

-Открыли, записали дату, классная работа.

Положите, пожалуйста, ручку.

Просмотр отрывка мультфильма.

-Ребята, вы сейчас посмотрите отрывок из мультфильма. После просмотра вы должны назвать как можно больше слов, которые вы услышали.

Мультфильм. 2 минуты.

-Как звали главных героев?

- Какие ещё слова запомнили?

-Что выражают?

- У вас на столе карточки: к словам левого столбика подберите слова в соответствии с чувствами и эмоциями, которые они обозначают.

АХ!

РАДОСТЬ

ОХ!

СТРАХ, СОЖАЛЕНИЕ

ЭЙ!

ПРИЗЫВ

УРА!

ВОСТОРГ

АЙ!

БОЛЬ

-Проверка.

Ответы детей.
А) Выражающие чувства. Междометия выражают чувства.
Б) Побуждают к действию.

Итог. Портфолио. Посчитайте. Кто верно определил 0-5,поставьте баллы.

-Кто запомнил, что обозначают эти слова? Чувства, эмоции.

-Назовите ещё раз, какие положительные из них?
- Отрицательные?

Вывод. Эмоции бывают положительные и отрицательные.

-Слова, о которых мы сегодня будем говорить, называются междометия.

- Из истории: междометие было известно еще в 1 веке до н.э. в латинском языке. В переводе с латинского обозначает «брошенное между полнозначными словами».

2.3.- Вернёмся к схеме и запишем.

-Что же выражают междометия?

-Чувства, но не называя их.

Физминутка!!!.

-Если услышите междометие, которое выражает добрые чувства – руки вверх и хлопок, если междометие, которое выражает отрицательные чувства – приседаем.

АХ,ОХ,ЭЙ,ОЙ,УРА,ОГО,УВЫ,УХ,ЗДРАВСТВУЙТЕ.

 

-Какое слово вам показалось необычным для междометия?

-ЗДРАВСТВУЙТЕ! Это этикетные междометия.

Чтобы выделить третью группу междометий обратимся к стихотворению О. Дриз. Попробуйте догадаться, какие междометия использованы автором?
- Как вы бы назвали эту группу?
Добрые слова не лень,
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота, всем, идущим на работу,

Кузнецу, ткачу, врачу,
"С добрым утром!" - я кричу.
"Добрый день!"- кричу я вслед,
Всем, идущим на обед.
"Добрый вечер!" - так встречаю,
Всех, домой спешащих к чаю.

Вывод: слова « здравствуйте», «спасибо», «до свидания»
составляют третью группу – это этикетные междометия. Какие междометия вы можете добавить в эту группу?
Приведите примеры (письменно)

3.Применение нового знания.

Работа с учебником с. 49 – правило!

 

-Закончи в рифму…Запиши, поставь знак.

Коль заблудишься в лесу -
Закричишь: Ау-ау!

Обуял внезапно страх-
Вырвалось невольно: -Ах!

Удаляли зуб больной -
Застонал от боли: -Ой!

Если друг подвёл при всех-
Ты ему с упрёком: -Эх!

Матч на первенство двора-
Побеждаем мы: Ура!

Мчался быстро, во весь дух
И устал, конечно: Ух!

-ИТОГ. Портфолио. Посчитайте баллы.

 

-Я сейчас вам открою тайну. Вы умеете говорить на нескольких языках! Не верите?

Посмотрите на упражнение 181. Прочитайте текст. Как вы думаете, есть ли в нашем языке слова, которые будут понятны и англичанину, и французу, и немцу? (Чтение с текста на партах).
Человек неожиданно коснулся накаленного предмета. Отдернув руку, он

непроизвольно вскрикнул: "Ой!" Вскрикнет русский, вскрикнет негр, таджик, чукча, англичанин или полинезиец. Закричат обязательно, помимо воли.

При этом вряд ли кто-нибудь из них разразится хохотом или произнесет

нечто вроде: "тюрлю-тютю!". Все одинаково выкрикнут: "Ой!", "Ах!", "Ох!","Уф!" Очевидно, именно эти восклицания естественны, свойственны всем людям, где бы они ни жили.

От чрезмерного холода все мы содрогаемся: "бррр!". Жара вызывает

возглас наподобие "фффу!". Это не зависит от нашего намерения, приходит на язык само собой, у всех одинаково.

- Какие междометия вы нашли?

-Вывод? Посоветуйтесь в парах.

На всех языках мира междометия звучат одинаково и выражают эмоции и чувства!

5. Закрепление материала.

5.1.*Составьте предложения по схемам. (На доске плакат со схемами).

 

Ах,

Ура!

Ох!

Эх,

Ух! ………………..

(Запись предложений в тетрадь).ПО ВЫБОРУ. Прочитать выразительно!

– Какие чувства вы выразили в этих предложениях?

– Как вы думаете, для чего нужны в нашей речи слова: Ой, Ах, Эх, Ух?

*– Вывод: с помощью этих слов можно выразить чувства, эти слова делают речь эмоциональней и богаче.

Проверка! Читают вслух.

Итог. Посчитайте предложения. Портфолио! 1-4.

 

6.Итог.Рефлексия.

-Что же такое междометие?

-Почему особая часть речи?

-А сейчас вам предстоит оценить свою работу на уроке. Возьмите в руки свой портфолио урока, посчитайте, сколько Баллов вы заработали и оцените свою работу на уроке.

«5»- 24-28

«4»- 19-23

«3»- 14-18

7. Вариативное домашнее задание:

Создать рекламу междометия.

Сочинить сказку о междометии.

Нарисовать междометие (внешность отражает внутренние качества).

В помощь вам небольшой мультфильм. А о чём он, поделимся впечатлениями после просмотра.

-Молодцы! Спасибо за урок.

 

 

ПОРТФОЛИО

Задание 1

 

Задание2

Задание3

Задание4

Задание5

Итого

0 - 8

 

0 - 5

0 - 6

0 - 5

1-4

28

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: metodotdel (13.03.2018)
Просмотров: 1112 | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт
Корзина
Поиск
Облако тэгов
Акция методический поезд Учителя аттестация материалы для аттестации методическая копилка проблемный урок история появления книги методические разработки презентация Проект ТНР рейтинг Физическая культура физкультура протокол физика МЭ ВсОШ 19-20 ДРОЗД-Волхов муниципальные олимпиады астрономия ВсОШ 20-21 МЭ ВсОШ 20-21 по астрономии МЭ ВсОШ 20-21 МЭ ВсОШ 21-22
Календарь
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2021